Новые стандарты безопасности: что изменится в требованиях к ФЭС

В условиях чрезвычайных ситуаций, когда традиционные источники света отказывают, а видимость резко ухудшается из-за задымления, именно фотолюминесцентные системы эвакуации (ФЭС) становятся невидимыми проводниками к спасению. Эти светящиеся в темноте знаки, указатели и разметка критически важны для безопасной ориентации людей, предотвращения паники и, в конечном итоге, для сохранения жизней. Они указывают чёткий путь к эвакуационным выходам, даже когда кажется, что надежды нет.

В Российской Федерации регулирование ФЭС осуществляется рядом ключевых нормативных документов, таких как ГОСТ 12.4.026-2015 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения» и СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Эти стандарты долгое время служили основой для проектирования, монтажа и эксплуатации систем пожарной безопасности.

Однако, мир не стоит на месте, и динамичная эволюция технологий, а также накопленный опыт эксплуатации и анализ происшествий диктуют пересмотр и адаптацию существующих норм.

Причины для изменений

  • Повышение уровня ПБ. Постоянное стремление к усилению защиты и минимизации рисков для жизни и здоровья людей при пожаре или других ЧС. Новые правки нацелены на создание более надёжных и эффективных эвакуационных систем.
  • Гармонизация с международными стандартами (ISO). Россия активно интегрируется в мировое сообщество, и стремление к адаптации национальных стандартов с лучшими мировыми практиками и требованиями международных стандартов ISO (ISO 16069 «Graphic symbols — Safety signs — Safety wayguidance systems (SWGS)») способствует созданию единого безопасного пространства и повышению качества систем.
  • Учёт технологического прогресса. Появление более эффективных, долговечных и экологичных фотолюминесцентных материалов, совершенствование технологий их нанесения и интеграции, диктует необходимость актуализации нормативов, чтобы отражать эти инновации.
  • Анализ происшествий и выявление "слабых мест" в существующих системах. Тщательный анализ произошедших чрезвычайных ситуаций в зданиях помогает выявить пробелы, недочёты и «слабые места» в действующих системах ФЭС, которые следует устранить для предотвращения трагедий.

Нововведения затронут всех участников рынка — от производителей и проектировщиков до владельцев зданий и управляющих компаний, делая своевременную подготовку к ним не просто желательной, а обязательной.

Ключевые изменения в требованиях к ФЭС с 2025 года

Хотя точные формулировки новых нормативных актов, регламентирующих фотолюминесцентные системы эвакуации, еще не опубликованы, уже сейчас можно с уверенностью говорить о ключевых направлениях изменений, которые, вероятно, будут внесены в действующую нормативную базу. Ориентируясь на общемировые тенденции, заявления представителей профильных ведомств и логику развития стандартов, не сложно выделить следующие важные моменты.

Ужесточение нормативов яркости и длительности свечения

  • Ожидается повышение минимальных показателей начальной яркости (измеряемой в микроканделах на квадратный метр, мкд/м²) сразу после отключения освещения и ужесточение замечаний к остаточному свечению через 10, 30 и 60 минут. Это предполагает, что материалы быстрее "заряжаются" от источников света и дольше сохраняют интенсивность свечения, дают более надёжную видимость в темноте.
  • Не исключена возможность введения дополнительных классов свечения для различных типов объектов, учитывающих специфику их эксплуатации и степень пожарной опасности. Например, для зданий с массовым пребыванием людей (торговые центры, кинотеатры) могут быть более высокие претензии, чем для складских помещений.
  • Контроль качества светонакопительного пигмента, являющегося ключевым компонентом ФЭС. Вероятно, придется подтверждать соответствия пигмента определённым стандартам, гарантирующим его стабильность и эффективность в течение всего срока службы.

Требования к материалам

  • Устойчивость к внешним факторам, негативным воздействиям, таким как: износ, ультрафиолетовое излучение, воздействие химических веществ (в т.ч. чистящие и дезинфицирующие средства).
  • Обязательным станет использование экологически чистых материалов, не содержащих токсичных веществ, представляющих опасность для здоровья людей или окружающей среды.
  • Четко определят минимальные сроки службы и гарантийные обязательства производителей, что позволит покупателям быть уверенными в надёжности и долговечности приобретаемой продукции.

Правила монтажа и установки элементов ФЭС

  • В актуальных нормативных актах должно содержаться более детальное описание оптимальной высоты размещения указателей и разметки ФЭС, учитывающее антропометрические данные и обеспечивающее максимальную видимость и читаемость знаков для людей различного роста.
  • Особое внимание уделят непрерывности линии эвакуации, исключающей "слепые зоны" и нетипичные участки.
  • Ужесточатся правила крепления элементов ФЭС.
  • Учтут особенности размещения ФЭС в зонах с повышенной влажностью или перепадами температур.

Расширение требований к маркировке и информативности

  • Предполагается введение QR-кодов на элементах ФЭС. С помощью смартфона быстро получается доступ к полным сведениям о продукте, сертификатах и инструкциях по эксплуатации.
  • Каждый элемент ФЭС будет иметь обязательную маркировку с названием производителя, датой выпуска, класса свечения и других важных характеристик.

Усиление контроля и процедуры сертификации

  • Обязательной станет сертификация не только самих фотолюминесцентных материалов, но и всей системы эвакуации в целом.
  • Испытания ФЭС станут проводиться только в аккредитованных лабораториях, имеющих право выдавать официальные заключения.
  • Ужесточат требования к документации, предоставляемой производителями ФЭС, а также к протоколам испытаний.
  • Не исключено введение практики проведения периодических аудитов уже установленных систем ФЭС.

Интеграции с другими системами безопасности

  • Фотолюминесцентные эвакуационные системы станут взаимодействовать с системами аварийного освещения, организуют дублирование и взаимодополняемость, если внезапно произойдет отключение основного освещения.
  • Места расположения элементов ФЭС строго согласуются с планами эвакуации.
  • ФЭС должны учитывать визуальные сигналы других СБ, таких как пожарная сигнализация, системы дымоудаления и автоматического пожаротушения.

Эти изменения, хотя и предполагаемые, но задают чёткий вектор расширения требований к фотолюминесцентным системам эвакуации. Подготовка к ним уже сегодня позволит избежать проблем в дальнейшем и гарантирует максимальный уровень безопасности на объектах.

Кого коснутся новые требования и как это повлияет на бизнес?

Предстоящие изменения затронут широкий круг участников строительной отрасли и сферы эксплуатации зданий. Это не просто формальность, а тот фактор, который влечет перестройку многих процессов и вложения инвестиций.

1.Владельцы и управляющие зданиями. Это одна из наиболее уязвимых групп, поскольку на них лежит прямая ответственность за пожарную безопасность. Стандарты могут означать, что их существующие ФЭС, установленные по старым нормам, перестанут отвечать актуальным требованиям. Важно проведение тщательного аудита всех действующих фотолюминесцентных систем. При выявления несоответствий, следует планировать модернизацию или замену элементов ФЭС.

Это повлечёт за собой потенциальные расходы на экспертизу, закупку новых материалов, монтаж систем и последующее обслуживание. Отсутствие своевременных мер приведет к административным штрафам и юридической ответственности после инцидента.

2.Проектные организации. С момента вступления в силу обновившихся требований, все вновь разрабатываемые проекты и проекты реконструкции и капитального ремонта, должны строго отвечать обновлённым нормативам ФЭС. Необходимо тщательно прочитать «свежие» ГОСТы и СП, внести правки в типовые проектные решения, обновить используемое программное обеспечение и базы данных.

Не мало важно инвестирование в обучение персонала. Компании, оперативно подстроившиеся к современным требованиям, получат конкурентное преимущество, предлагая заказчикам современные и безопасные проектные решения.

3. Строительные компании и застройщики. При сдаче новых объектов в эксплуатацию, они должны гарантировать полное соответствие ФЭС под нынешние стандарты. Это касается как многоквартирных домов, так и коммерческих или промышленных зданий.

Строителям придётся более тщательно подходить к выбору поставщиков ФЭС, требовать от них пакеты сертификатов и актуальных документов. Важно наладить надлежащий контроль за качеством монтажа. Есть вероятность удорожание продукции и услуг. Риск несоблюдения этих стандартов приведет к задержкам в сдаче объектов, штрафам и потере репутации.

4. Производители ФЭС. Для них последние требования станут катализатором к инновациям и повышению качества продукции. Рекомендуется существенная модернизация производственных процессов, инвестиции в разработку других составов пигментов, проверка фотолюм материалов на долговечность и экологичность. Самое главное — пересертификация всей выпускаемой продукции.

Последствия для бизнеса - большие инвестиции. Компании, не способные быстро перестроиться, рискуют потерять долю рынка.

5. Монтажные организации. Специфика установки ФЭС явно поменяется, нужны иные подходы. Целесообразно организовать учебу для сотрудников по измененным правилам, включая детализированные требования к высоте размещения, непрерывности линий, методам крепления и особенностям работы в различных условиях. Использовать допускается только сертифицированную продукцию.

Без затрат на обучение и переквалификацию специалистов никак не обойтись. Компании, гарантирующие качественный монтаж по современным нормами, будут востребованы на рынке.

Штрафы и последствия за несоблюдение

Несоблюдение федеральных требований пожарной безопасности, к которым относятся и нормативы по ФЭС, чревато серьёзными административными наказаниями, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), а в особо тяжких случаях — уголовной ответственностью:

  • Для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрены штрафы, размер которых многократно увеличится за повторные нарушения.
  • После выявления серьёзных нарушений, напрямую угрожающих жизни и здоровью людей, деятельность объекта приостановят на срок до 90 суток, что чревато огромными убытками для бизнеса.
  • При возникновении пожара, повлекшего за собой тяжкий вред здоровью или гибель людей, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
  • Помимо прямых финансовых и юридических последствий, несоблюдение норм неизбежно ведёт к серьёзным репутационным потерям, потере доверия клиентов и партнёров.

Практические шаги по подготовке к нововведениям

Не стоит ждать "последнего звонка" – начинать действовать нужно уже сейчас. Вот ключевые практические шаги.

- Изучение и мониторинг нормативной базы. Активно отслеживайте официальные сайты МЧС России, Росстандарта, Правительства РФ на предмет публикации проектов и финальных версий ГОСТов, Сводов правил и других нормативных актов, касающихся ФЭС. Подпишитесь на рассылки профильных ассоциаций и ведомств. Заранее спланируйте свои действия, оцените их объем, чтобы избежать спешки, когда время уже сильно ограничено.

- Аудит существующих систем ФЭС. Проведите инвентаризацию всех фотолюминесцентных систем эвакуации. Оцените их текущее состояние: яркость свечения (с использованием люксметра или специализированного оборудования), целостность материалов, надёжность креплений, соответствие размещения текущим (и предполагаемым будущим) нормам.

Эта проверка помогает выявить элементы, которые не проходят даже старым нормам или те, которые гарантированно не пройдут под действующие. А еще составить общую картину объёма предстоящих работ и спланировать этапы модернизации.

- Планирование и бюджетирование. На основе данных анализа составьте план действий по модернизации или замене ФЭС. Оцените требуемые финансовые средства, расходы на продукцию, установку/замену, возможное проектирование, сертификацию и учебу.

Заблаговременное планирование способствует эффективному распределению ресурсов, планированию необходимых сумм в бюджет на следующий год (или несколько лет.

- Выбор поставщиков, ориентированных на качество. При выборе производителей и монтажных организаций отдавайте предпочтение тем, кто уже работает по новым стандартам. Запрашивайте у потенциальных подрядчиков информацию о сертификации их продукции по актуальным (или предполагаемым) нормам, наличии собственных испытательных лабораторий, опыте работы с объектами повышенной сложности. Сотрудничество с недобросовестными или неподготовленными продавцам обернется расходами, повторной заменой систем и штрафами в дальнейшем. Выбирайте партнёров, которые гарантируют соответствие продукции и услуг самым строгим нормам.

- Обучение. Организуйте обучение для всех сотрудников, ответственных за ПБ, а еще для управляющего и обслуживающего персонала здания. Грамотный и обученный сотрудник всегда оперативно выявит вероятные нарушения, проведет надлежащий уход за системами.

- Консультации с экспертами. При возникновении вопросов, сомнений или при разработке комплексного решения по адаптации ФЭС, не стесняйтесь обращаться к независимым экспертам и аккредитованным специалистам.

Комплексный подход и своевременная реализация этих шагов обеспечит соответствие новым требованиям 2025 года и значительно повысит общий уровень пожарной безопасности на вашем объекте.